Судебная практика
2022-10-12 16:03 Статьи

Понятие, принципы и нормы морского права

Морское право является самостоятельной комплексной отраслью со своими институтами и подотраслями. В связи с чем метод правового регулирования последней представляет собой совокупность различных методов из других отраслей находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.


Исходя из ставшим общепринятым определением «Морское право - представляет собой систему взаимосвязанных юридических норм и обычаев, регулирующих отношения, возникающие из мореплавания и иных видов использования Мирового океана» . Мировой океан - это водная поверхность земного шара, занимающая большую часть планеты и являющаяся основной составной гидросферы (водной оболочки Земли). Он является источником биологических и небиологических ресурсов, от него в большей степени зависит формирование климата на планете, что обуславливает его влияние на флору и фауну.
Субъекты правоотношений (государства, международные организации, юридические и физические лица) издавна вступают в торговые отношения друг с другом в процессе использования Мирового океана, как транспортной артерии для обеспечения торговли, а так же в отношения в области различных научно-технических исследований направленных на сохранение окружающей среды, сохранения флоры и фауны, военных разработок, а также добычи биологических и небиологических ресурсов. Необходимость правового регулирования этих отношений, направленная на поддержание порядка в мировом сообществе и соблюдение прав вышеуказанных субъектов породило специализированные нормативно-правовые акты, объединившиеся в отдельную отрасль - морское право.
Воды Мирового океана покрывают более 140 миллионов квадратных миль (259,28 миллионов квадратных километров), это более чем 70% всей земной поверхности, что делает его наиважнейшим транспортным путём используемым в мировой торговле. Морские перевозки являются неотъемлемой частью цепочки поставок для большинства отраслей промышленности. В период с 2013 по 2022 год пропускная способность мирового торгового флота и объем морской торговли значительно возросли. За этот промежуток времени объем грузов, перевозимых судами, вырос почти на 35 процентов, в то время как совокупная вместимость торговых судов выросла примерно на 17 процентов. Сегодня, по оценкам, подавляющее большинство товаров, около 80 процентов, перевозится морским транспортом. Из них 29 процентов приходится на нефть и газ, 29 процентов на навалочные и сыпучие грузы, такие как уголь и железная руда, а остальные 42 процента составляют другие генеральные грузы. По предварительным оценкам, на долю этой морской торговли приходится 80 процентов оборота от общего объема мировой торговли товарами (при этом остальные 20 процентов грузов перевозятся воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом).
В связи с постоянно растущим объёмом морских перевозок, увеличением объёма добычи биологических и небиологических ресурсов, изменением климата и как следствие необходимости научных исследований, политических аспектов, связанных с использованием мирового океана, возникла необходимость эффективного правового урегулирование отношений по вопросам использования Мирового океана.
Принимая во внимание значимость Мирового океана в современном мире, большой объём и взаимосвязь правовых норм в области морского права, изучение вопроса о морских спорах, а также механизма их урегулирования ставит своей целью повышения качества правосудия в данной правовой отрасли.