В приказе №395 отсутствуют требования предъявить буксирный состав инспекции государственного портового контроля (далее ИГПК), а также предоставить проект буксировки утверждённый классификационным обществом буксируемого объекта. Например в Приказе № 463 Законодатель закрепил «При оформлении выхода буксируемого судна без экипажа капитану морского порта (далее КМП) предъявляются одобренные классификационным обществом судна: перечень мероприятий по безопасной буксировке судна (судов), план перехода, схема и расчет буксирной линии» (п.73), также капитан порта обязан был провести осмотр буксирного состава, так как «Независимо от требований пунктов 59 и 60 настоящих Общих правил осмотр судна проводится в следующих случаях: перед выходом из морского порта в составе барже-буксирного состава» (п.61).
В Приказе № 395 данные требования отсутствуют. Перечень документов предъявляемых КМП указанный в Приложении 2 к Правилам, является исчерпывающим, и никаких мероприятий по безопасности буксировки и расчётов буксирных линий, тем более утверждённых классификационным обществом там нет. Т.е. КМП не вправе требовать данные документы, а если требует то данное требование должно быть оформлено актом ненормативного характера имеющего адресное направление. Однако данный акт не должен противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации (ч.2 ст.12 ФЗ-261 «О морских портах РФ»), а так как перечень документов, предъявляемый КМП при оформлении отхода, указанный в Приложении 2 исчерпывающий то дополнительные требования могут рассматриваться как «превышение должностных полномочий» со всеми вытекающими.
Факт того, что вышеуказанные документы не подлежат предъявлению КМП при оформлении отхода не означает что их не надо делать. Так что пусть судовладельцы не радуются раньше времени.
С 01.09.2022 в силу вступил приказ Минтранса №179 от 16.05.2022 «Об утверждении правил буксировки» (далее Правила буксировки) согласно которому «если иное не предусмотрено договором морской буксировки, судовладелец буксируемого судна (судовладельцы буксируемых судов) или владелец иного плавучего объекта (владельцы иных плавучих объектов) должен (должны) разработать и передать капитану буксирующего судна, управляющему морской буксировкой перечень мероприятий по безопасной морской буксировке судна (судов) или иного плавучего объекта (иных плавучих объектов)» (п. 7). Т.е. опять никаких требований по утверждению мероприятий в классификационном обществе буксируемого объекта. Обращаем внимание, что Правила буксировки распространяются на «портовые» и «морские» буксировки. Портовые буксировки разбирать не будем, иначе статья превратится в поэму. «Инструкцию по безопасности морских буксировок» (далее Инструкция) введённую в действие письмом Росморфлота от 08.07.1996 N МФ-35/1921 никто не отменял. Инструкция «не распространяется на буксировки, не являющиеся дальними морскими и океанскими, буксировки аварийных судов, судов в ледовых условиях и судов, специально предназначенных для их буксировки» (п.1.4 Инструкции). Под дальними морскими и океанскими экспедиционными буксировочными работами понимаются:
- Буксировки объектов из Баренцева и Белого морей транзитом по трассе Севморпути и далее, а также на Запад за меридиан мыса Норд - Кап.
- Буксировки из Балтийского моря за линию Скаген - Линеснес и через Кильский канал за Брунсбюттельког.
- Буксировки из Черного и Азовского морей за турецкие проливы.
- Буксировки между портами Дальнего Востока на расстояние более 1000 миль, на юг за Корейский пролив, на Север за Берингов пролив, а также на Восток с удалением в Тихий океан на расстояние более 1000 морских миль от берега и обратно.
Т.е. если буксировка является дальней а, судно не аварийное, специально для буксировки не предназначено (не является несамоходной баржей) то: «Перед буксировкой судна, имеющего район установленного плавания, существенно отличающийся от района предстоящей буксировки, должен быть разработан проект перегона, в состав которого включаются инструкции для капитанов буксирного и буксируемого судов. Если Морским Регистром судоходства будет признано, что для осуществления буксировки не потребуется существенных изменений конструкции или дооборудования буксируемого судна, то его судовладельцем должен быть разработан перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона с приложением к нему инструкции для капитана буксируемого судна. Проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона) должен быть представлен на одобрение Морскому Регистру судоходства» (п.2.3-2.6 Инструкции). Получается если буксировка попадает под критерии указанные выше, т.е. является "дальней" то проект необходим. Также проект перегона потребуется при буксировки судно класс которого аннулирован или приостановлен (судно в отстое). Данные требования вытекают из правил Российского морского регистра судоходства (далее РС), так как эксплуатация объектов без класса не допускается, а смена места отстоя судна без согласования с РМРС влечёт за собой полное аннулирование класса судна.
Более того за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации, морского и внутреннего водного транспорта должностное лицо может быть привлечено у Уголовной и административной ответственности. Согласно ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (более 1 000 000,00 руб.) наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Если такие деяния повлекли по неосторожности смерть человека, - «наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок», а если повлекли смерть двух и более лиц до 7 лет.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проект буксировки и мероприятия по её проведению желательно сделать (слишком большие риски), но одобрение его в классификационном обществе, в частности в РС, зависит от конкретного случая, а предъявлять его КМП при оформлении отхода получается не обязательно. Если что случится то разбираться будут уже абсолютно другие органы.